Актуальное

Если нет разницы, зачем платить больше?

Профессия игропрактик
Если нет разницы, зачем платить больше? Или почему нужно учиться на игропрактика.

«Потренируюсь проводить одну игру, а дальше по накатанной. Главное — понять процесс и всё»
«Зачем учиться проводить игры, если в правилах всё написано»
«Я психолог/коуч, знаю, что такое трансформация и справлюсь с любой игрой, это обычный инструмент»

Самые частые заблуждения о профессии игропрактика звучат именно так. Люди, далёкие от помогающих профессии, считают, что можно научиться вести трансформационные игры, как «Мафию».

Те, кто, наоборот, давно работает в сфере помощи людям, часто впадают в другую крайность — думают, что у них и так достаточно опыта и специальные знания не нужны.

Разберёмся по порядку, почему же это не так.

Игропрактик — это профессия!
Полноценная и признанная уже во всём мире. Это не просто какая-то галочка, которую можно поставить в своём резюме, пройдя курс аля «Игропрактика за 24 часа».

Обучение на игропрактика длится несколько месяцев, включает в себя практику, супервизию и удостоверение установленного образца о повышении квалификации на основании лицензии Министерства образования и науки.

Профессия игропрактика включена специалистами Сколково в Атлас профессий будущего наряду с профессиями врача, инженера, генетика, проектировщика. Или думаете, это тоже не полноценные профессии?

Ведущий игры и игропрактик — одно и то же?
Нет. Безусловно, для того чтобы просто провести обычную игру по заданным правилам, особых навыков не нужно. Если вы обладаете базовой эмпатией, коммуникативными способностями и неплохим чувством юмора, вы сможете провести развлекательную игру.

Но трансформационную — нет. Точнее, игру-то вы проведёте, но вряд ли она станет реально трансформационной.

Цель трансформационной игры — за несколько часов решать конкретный запрос клиента. Запрос этот может лежать в любой плоскости: от самореализации до финансов или отношений.

Отпуская игрока домой, запрос или должен быть уже решён, или как минимум, составлен чёткий план по его решению. Можно ли справиться с этим, не имея профессионального образования? Разве что если вы гений-самоучка (нет).

Почему недостаточно просто знать правила игры и следовать им?
Потому что это трансформационная игра, а не покер. Процесс изменений, с которыми сталкиваются игроки в ходе игры — тонкий и “живой” материал.

Да, правила игры написаны, однако там никто не написал, что делать, если ваш игрок вдруг ушёл в себя и отказывается двигаться дальше.
В правилах не указано, как удержать групповую динамику и справиться с эмоциями участников (а эмоций в игре будет много).

Под каждый конкретный случай не напишешь инструкцию, а игра КАЖДОГО человека уникальна, как отпечатки пальцев.

Но если я психолог/коуч, я умею работать с эмоциями! Значит, я справлюсь.
Важно понять раз и навсегда: игра — это принципиально другой инструмент. Это не сессия с коучем и не терапия. С одной стороны, игра — это очень лёгкий и “воздушный” формат, а с другой — она с хирургической точностью вскрывает глубочайшие проблемы. И решить их нужно ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС!

Психолог или коуч без образования игропрактика рискую превращать игровые сеансы в обычные сессии и не давать того эффекта моментальной трансформации, который так необходим от игры. Если до этого не было опыта взаимодействия с группой, особенно группой людей, которые не в терапии/не в коучинге, это вовсе превратится для вас в экстрим.

С другой стороны, этот инструмент станет шикарным дополнением к арсеналу любого помогающего практика. Просто нужно научиться им управлять ;)

Представьте, что всю жизнь ездите на автомобиле, а теперь решили пересесть за штурвал самолёта. Без обучения. Ну а что, транспортное средство же! Или если вдруг врач-терапевт решит схватиться за скальпель и удалить кому-то грыжу. Абсурд? Абсурд.

Разные инструменты разных помогающих профессий требуют и разных навыков, это абсолютно нормально. Учиться этому можно и нужно!

Какие вопросы берёт на себя игропрактик в ходе игры?
Это очень важно знать, чтобы избавиться от мифа о лёгкости этой работы и понять, насколько она обширна.

  • Контролирует процесс игры: следит, чтобы всё шло по правилам и управляет тайм-менеджментом.
  • Помогает игрокам справляться с эмоциями. Они бывают самыми разными: от бурных истерик до ухода в себя.
  • Помогает группе справляться с эмоциями: эмоционируют не только каждый по отдельности, но и все вместе. Групповая игра — это всегда обмен опытом, мнениями и наблюдениями. Игропрактик управляет процессом, чтобы взаимодействие игроков друг с другом было бережным и продуктивным.
  • Располагает игроков, помогает открыться и запустить трансформацию. Это нелегко, особенно для групповой игры или для представителей сильного пола.
  • Отслеживает процесс трансформации и корректирует ход игры в зависимости от того, что происходит с каждым игроком. Это очень тонкий момент.
  • Помогает каждому игроку двигаться к решению запроса, а не зависать в процессе. Задаёт наводящие вопросы, раскрывает запрос человека, словно чистит луковицу. Задача игропрактика — снимать слой за слоем, пока не доберётся до сути. Но бережно и нежно!

Это основные, но далеко не все задачи, которые берёт на себя игропрактик. Ход каждой игры непредсказуем, а потому никогда нельзя угадать, какую задачу придётся решать в этот раз и с какими вызовами столкнуться. Игропрактик, как Брюс Уиллис в «Крепком орешке», всегда готов спасать мир.

Отличие профессионального игропрактика в том, что он умеет быть собранным в любых условиях! Этого человека невозможно выбить из колеи во время игры. Он всегда остаётся над процессом и ведёт участников к результату, как надёжный компас во время шторма. И всё это никак нельзя освоить без качественного и глубокого обучения!
Статьи